Консультация для родителей

Консультация для родителей Развиваем творчество

Все дети очень талантливы, они как семя, как зёрнышко имеют огромный потенциал, который может вырасти в мощный поток воплощенных идей, а может так и остаться в состоянии потенциала. От чего это зависит? Почему один малыш легко справляется с любой задачей, а другой не может сделать самого элементарного? Почему при условии, что детский сад и начальная школа одинаково стимулируют интерес к творчеству - результаты очень отличаются? Постараемся ответить на эти вопросы. Не буду оригинальной, если скажу, что все дело в воспитании. Звучит банально, но это факт. Никого не надо убеждать в том, что воспитание важный, требующий большого внимания и любви процесс, и что тут нет четких и однозначных рецептов. Однако есть моменты, которые часто в суете, остаются незамеченными, а они достойны особого внимания.

Во-первых, надо чувствовать детей. Никто не чувствует ребенка лучше, чем его родители и именно родители в силах привить малышу желание создавать что-то своими руками. Именно они могут увидеть, что больше интересует ребёнка и, поощряя его, дать развитие этому виду творчества.

Во-вторых, лучшим стимулом к созданию чего-либо своими руками, служит совместное творчество и личный пример. Дети в раннем возрасте, очень любят подражать своим родителям, им это доставляет удовольствие, это своего рода игра. А уж сделать что-то вместе - тут вообще радости нет придела. И если предложить малышу смастерить что-то с мамой или папой, он с удовольствием примет участие в создании аппликации или другой поделки. А вы получите массу положительных эмоций от того, как эти маленькие пальчики старательно лепят из пластилина или рисуют мелками.

В-третьих, любые действия желательно проводить в игровой форме. Малыш все познаёт через игру, так любой труд становится приятным занятием. 

А положительные эмоции не только стимулируют к достижению новых высот, но и способствуют гармоничному развитию ребенка в целом.

В-четвёртых, нельзя заставлять. Любое принуждение вызывает обратную реакцию. Если малыш отказывается заниматься каким-то видом творчества, это лишь значит, что ему по душе что-то другое, и это «что-то» надо найти. Еще один момент, это доверие. Не стоит отмахиваться от стремления ребенка сделать что-нибудь самому. Конечно, сначала результат будет немного корявым, а вреда будет больше чем пользы. Но зато он сделал что-то сам, и это будет предметом гордости самого малыша и его мамы. А похвала, только укрепит его желание сделать еще что-то красивое.

Исходя из своего опыта, хочу сказать, что важно сделать занятия интересными ребенку, может быть даже его удивить. Например, нарисовать на листе цветного картона клеем какую-то самую простую картинку и предложить малышу посыпать на этот лист манкой. Он с удовольствием и без особого труда насыпает крупу, а когда Вы удалите излишки манки, на картоне, «вдруг», появится настоящая картинка. Реакцией моего сына на такую хитрость, были восторг, удивление и явный интерес! А дальше, от простого к сложному. Сейчас мы уже работаем над подбором цветов, их сочетанием. Удивительно, насколько гармонично, совсем еще маленький мальчик, сочетает цвета. А коллекция человечков, сделанных из теста, это настоящая гордость всей семьи. Лепили их все! Очень это увлекательное занятие и полезное, ведь параллельно развивается и мелкая моторика рук ребенка. Все поделки мы бережно храним, а часть из них красуется на самом видном месте. А ребенок с удовольствием пополняет коллекцию новыми работами. Конечно, детский сад и школа развивают творчество детей, но главная роль тут все же отведена родителям. Педагоги шлифуют и развивают навыки, заложенные родителями.

Консультация для родителей дошкольников «Познавательное семейное чтение»

Уважаемые взрослые! Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семейном чтении. Эта тема сейчас очень актуальна, ибо чтение у нас, увы, не в почете. Современные дети больше увлечены гаджетами: планшетами, телевизорами, телефонами. Когда с дошкольниками разговариваешь на занятии о героях сказок или литературных произведений, то сразу слышишь: «А, я это знаю! Я такой мультик смотрел!» А ведь еще несколько лет назад дети говорили: «А мне это мама (или бабушка) читала!» Это значит, что уходит в прошлое добрая традиция семейного чтения, которая так много давала детям для их развития.

Чем же так важно семейное чтение?

Во-первых, оно является одним из главных факторов общения ребенка и родителя. Чтение позволяет протянуть ниточку от одного поколения к другому, поддержать семейное общение, которое стремительно сокращается в наше время из-за огромной занятости родителей.

Во-вторых, чтение удовлетворяет потребность ребенка в безопасности. Когда он сидит рядом с мамой или папой во время чтения книги, прижавшись к ним, то у него создается ощущение близости и защищенности, формируется комфортное ощущение мира.

В-третьих, когда родители читают то, что ребенку интересно, и готовы потом обсуждать с ним значимые для него темы, то у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности: ведь такие важные для него люди – родители – уделяют ему внимание!

В-четвертых, книга формирует ценности ребенка, влияет на его нравственные идеалы. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, честь, долг. И здесь задача родителей – помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни своего ребенка.

В-пятых, книга является и средством разрядки переживаний, которые пугают ребенка и с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает трудности и страхи на пути к своей цели. Тем самым он освобождается от своих страхов и негативных переживаний.

В-шестых, через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения: как надо дружить, как добиваться цели, как решать различные конфликты. Родители, обсуждая с ребенком книгу, могут помочь ему увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

В-седьмых, книги необходимы для развития речи, воображения, фантазии ребенка. Они обогащают его эмоции, дают прекрасные образцы литературного языка.

Что же нужно для того, чтобы чтение стало доброй семейной традицией и доставляло радость и взрослым, и детям? Как побудить ребенка полюбить книгу и успеть привить интерес к ней, пока не захлопнулось «окошко» для формирования этого интереса (по мнению психологов, это возможно до 10-12 лет, дальше – уже бесполезно)?

Нужно покупать детям книги, создавать дома небольшую библиотеку. Начните с книжек-малышек с яркими картинками. Не гонитесь за дорогущими томами, которые будут пылиться на полке, ибо жаль будет их отдавать в любопытные шаловливые ручонки. Сейчас в магазинах большой выбор тоненьких книг по очень доступным ценам. Пусть ребенок листает их, рассматривает яркие иллюстрации, пусть выучит их содержание наизусть и «читает», водя пальцем по строчкам.

Обязательно запишитесь в детскую библиотеку, даже если ребенок еще не умеет читать. Сам процесс похода туда вместе со взрослыми, выбор книг, беседы с библиотекарем заставят ребенка проявить интерес к чтению.

Сделайте доброй традицией чтение книг и обсуждение их перед сном. Дети обожают истории с продолжением, поэтому с удовольствием слушают и про ослика Мафина (автор Энн Хогарт), и про путешествие озорного Нильса с дикими гусями Сельмы Лагерлеф, и про мальчика-луковку Чиполлино Джанни Родари. Не оставят их равнодушными и приключения Буратино Алексея Толстого, герои книг Эдуарда Успенского, Леонида Пантелеева, Валентины Осеевой, Аркадия Гайдара. В детской библиотеке вам помогут подобрать нужные книги. Дети с нетерпением будут ждать этих минут вечернего чтения, напоминать вам, на чем остановились накануне.

Поверьте, уважаемые взрослые, что 10-15 минут, потраченные вами на семейное чтение, будут бесценны для вас и вашего ребенка и окупятся и его хорошей, грамотной речью, и успехами в школе, да и просто душевным комфортом в отношениях с ним. Успехов вам!

Консультация для родителей

Чем занять ребенка дома?

Будни ребенка в семье насыщенны делами не менее значительными, чем у взрослых. Малыш постоянно чем-то занят, делает какие-то открытия. Он по своей природе любознателен, деятелен. Однако если не направить его энергию и стремление к новизне по правильному пути, то положительный заряд будет расходоваться не только в полезной деятельности, но и шалостях, озорстве, а то и в пустом времяпрепровождении.

Наша задача, как родителя, создать для растущего человека полноценные, воспитывающие условия в семье, правильно организовать его игры, занятия, труд, досуг. И главное – делать им нужное направление, ибо ребенок воспитывается в деятельности. К сожалению, организация детской жизни нередко ограничивается указанием родителей: «Что ты без дела ходишь? Занялся бы чем – нибудь ….» или «Сколько игрушек, книг, а тебя ничего не интересует, одни шалости на уме! Лучше сядь да посмотри картинки в книге». Для взрослых главное, чтобы ребенок был хоть чем- то занят и не мешал им, они не всегда задумываются над тем, будет ли такая деятельность благотворно влиять на его воспитание. Нередко, придя вечером из детского сада, ребенок проводит остаток дня в ничегонеделании. Взрослые заняты своими делами, а ему включают телевизор, и он сам часами смотрит все передачи. Часто результат детской праздности, а то и шалостей – наши запреты: «Зачем тебе понадобилась бумага и клей? Разве в детском саду не наигрался?», «Здесь нельзя играть, будешь мешать», «Сюда не клади игрушки», и тому подобное в угоду пресловутому порядку в квартире у ребенка глушиться тяга к занятости. Прежде всего, деятельность ребенка требует от взрослых целенаправленного и тактичного руководства. Для того чтобы ребенок всегда был разумно деятельным, необходимо подсказывать ему, чем он может занять себя, и, конечно, создать для этого соответствующие условия. Главным содержанием детской жизни является игра. Это основная деятельность ребенка. Не считайте ее забавой. Ее воспитательная ценность неисчерпаема. При правильном руководстве игра становится одним из эффективных средств всестороннего воспитания. В играх дети удовлетворяют естественное стремление к движению, к действию, к переосмыслению окружающего.

В игре, более чем в какой- либо другой деятельности, развивается у детей активность, самостоятельность, инициатива. Они сами определяют, во что и как будут играть, обдумывают игровой сюжет и как воплотить его, ищут партнеров, распределяют роли. Через игру можно влиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками. Игра как важнейшая деятельность детей дошкольного возраста – великолепная форма организации их жизни. Там, где дети много и с увлечением играют, они растут более организованными и дисциплинированными. Самые маленькие и дети постарше играют по-разному. Следовательно, и приемы руководства играми различны. Чем меньше ребенок, тем активнее роль взрослого. Малыши еще не умеют действовать с предметами и самостоятельно играть. Вот почему взрослый является организатором и руководителем игр. Пока ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша играть самостоятельно, отражая несложные сюжеты, пользоваться игрушками бережно, по назначению и убирать их на место. Обязательная принадлежность для игр малышей – предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (например, кубики, кирпичики), открывать и закрывать (например, матрешки), нанизывать и собирать (например, пирамидки, кольца). И конечно такие, которые побуждали бы ребенка к сюжетно – ролевым играм (они особенно необходимы 2-3 летнего возраста). Это куклы, кукольная мебель, хозяйственная утварь, мишки, лошадки, машины и т.п. настольные игры – лото, парные картинки, шашки, бильярд – также необходимы детям. Ребенок должен знать, что гаражу с машинами не место в кукольной комнате, а мячи и прыгалки не могут лежать на полке с книгами. Учите ребенка самому следить за порядком. Если он знает что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним.

Для 6-7 летнего мальчика очень важно, чтобы он мог заняться конструкторскими делами – что-то сколотить, распилить, смастерить. А для этого ему необходимы гвозди, молоток, клей, дощечки, коробки, и прочее. И все это ребенок может хранить где-то рядом с отцовскими инструментами. Ребенок, мастеря игрушку, долгое время бывает сосредоточенным, усидчивым. Игрушка, сделанная им самим, пусть и незамысловатая, подчас дороже ему, чем та, что куплена в магазине. Ведь это результат его фантазии и усилий. Вот почему работа по поделке игрушек особенно ценна для детей неусидчивых, не умеющих беречь свои вещи. Жизнь ребенка-дошкольника должна быть насыщена не только играми. Он приобретает полезные знания и умения, а также нравственно-волевые качества не только в игре, но и в образовательной деятельности.

Рассмотрим образовательную деятельность, которая наиболее доступна в домашних условиях. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах. Последите, чтобы ребенок не торопился листать страницу за страницей. Научите его всматриваться в содержание изображения. Постарайтесь задержать его внимание на картинке. Малыш 3-4 лет способен дать четкие, внятные ответы. Рассказывая содержание картинки, дети учатся логически мыслить, подмечать главное, выражать в слове свою мысль.

Дети любят, когда старшие читают им книги, пересказывают сказки. В этой ситуации важно, чтобы ребенок сидел спокойно, слушал внимательно, не отвлекаясь. А это зависти от обстановки – усадите его поудобней так, чтобы он мог хорошо видеть лицо чтеца и даже заглянуть в книгу с иллюстрациями, и от выразительности слова чтеца, от его умения донести до слушателя содержание произведения. Ребенок должен понять, что слушание – серьезное занятие, а не забава.

Дети любят рисовать. В домашних условиях чаще всего они рисуют что хотят. И тогда случается, что в их рисунках сквозит однообразие, они бедны по содержанию – домик и девочка, девочка и домик, машины и цветы и так далее. Ребенок часто комментирует свой замысел вслух: «Это тигр. А это я. Я – дрессировщик. Я его не боюсь.» Этим самым он выражает не только эмоциональное отношение к изображаемому, но и неумение что-то нарисовать – ведь далеко не всякий замысел малыш умеет или может воплотить в рисунке. Вот почему, если он нарисовал что-то несусветное и пытается заверить вас, что это паровоз или машина, не подсмеивайтесь над ним. Лучше спросите: «А рядом с машиной кто? Куда едет машина? Кто управляет ею?» Это, несомненно, увлечет малыша.

Немало удовольствия и пользы получают дети от занятий с глиной и пластилином. Изображая знакомы предметы, они фантазируют, конструируют, тренируют глазомер. Попутно развиваются мелкие мышцы рук, которые впоследствии будут участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к таким занятиям настороженно: боятся, как бы ребенок не запачкал себя, или платье, или мебель.

Нельзя забывать и об организации детского досуга, развлечении в кругу семьи. Турнир в шашки, по шахматам, парные картинки, бирюльки, различные словесные игры, развивающие смекалку, юмор, все это источник радости, содействует сближению взрослого с маленьким.

Однако полезно предоставлять и самому ребенку организовать свой досуг, самому наполнить содержанием свободное время. Это особенно важно для детей старшего дошкольного возраста: с этого начинается способность самоорганизации, которая так необходима при обучении в школе. Присмотритесь, умеет ли ваш ребенок быть занятым. Умеет ли организовать свой досуг?

Воскресенье – день особенный! Вся семья в сборе, и ребенку радостно от того, что он пойдет гулять с папой и мамой, что в этот день он сможет, наконец, обстоятельно обсудить все накопившиеся за неделю события в кругу семьи. А сколько новых впечатлений от этих прогулок за город, в музей, в кино. Да, действительно, день особенный, когда ребенок убеждается, что все обещания папы и мамы выполняются. Однако жизнь ребенка нельзя считать полноценной, если он мало общается со сверстниками. Любая игра, любой замысел приобретает широту и разнообразие, если есть партнер.

Консультация для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей